7 декабря 2010 года на основании приказа №1897 министерства образования и науки российской федерации утвержден федеральный государственный образовательный стандарт, представляющий собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ.
Нормативно-правовая база образовательного стандарта включает в себя ряд документов:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р);
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации
от 7 августа 2009 г. № 1101-р); - Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 гг.
Сущностная основа образовательного стандарта ориентирована личность, общество и государство. Исходя из этого можно определить основы образовательного стандарта:
- идеологическая и методологическая основа - концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепция социокультурной модернизации;
- общественный договор, включающий запросы семьи, общества и государства;
- научная основа – фундаментальное ядро содержания основного общего образования и системно-деятельностный подход.
Структура федерального государственного образовательного стандарта документально представлена:
- общим положением;
- требованиями к результатам освоения программы;
- требованиями к структуре;
- требованиями к условиям реализации.
Общие положения стандарта раскрывают структуру его содержания, а также направления реализации по следующим пунктам: формирование гражданской идентичности; существование единого образовательного пространства; сохранения и развития культурного разнообразия; преемственность основных образовательных программ; доступность качественного образования; духовно-нравственное развитие, воспитание и сохранение здоровья. Общие положения также уточняют, что обязательным является системно-деятельностный образовательный подход, который обеспечивает: саморазвитие и непрерывность образования; активную учебно-познавательную деятельность; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Также стандарт устанавливает набор личностных характеристик обучающегося, а точнее «портрет будущего выпускника». Стандарт координирует и корректирует работу системы образования, на всех ее ступенях рассматривая исполнительное качество работников образования, руководителей образовательных учреждений, сотрудников организаций осуществляющих оценку качества образования, разработчиков образовательных программ, авторов учебной литературы, руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти.